Самозанятые лица, которые работают с персональными данными (по тексту — ПД) своих заказчиков, должны пройти регистрацию в Роскомнадзоре и подать уведомление об обработке ПД. В ряде случаев самозанятому лицу не нужно подавать уведомление. КАКИЕ СВЕДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ПД?
Под ПД понимается любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному физическому лицу (ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ).
Такую информацию люди оставляют в банках, государственных учреждениях, в интернет-магазинах, при заполнении анкет в центрах красоты, в салонах по продаже автомобилей. ВСЕГДА ЛИ САМОЗАНЯТЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧАТЬ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПД?
Самозанятые граждане, как правило, становятся операторами ПД, если заказчики или клиенты оставляют сведения, по которым их можно идентифицировать. Самозанятый эти данные собирает, систематизирует, хранит, передает и использует в своих целях. Отзывы с информацией о заказчиках относятся к распространению ПД. Поэтому самозанятому нужно получать согласие на их публикацию (п.1 ст.10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ).
Зачастую самозанятые публикуют отзывы в виде скриншотов с фотографией с указанием фамилии и имени клиента. Такая информация также относится к ПД. Для ее размещения нужно получить согласие на обработку ПД.
Иное дело, если под отзывами не будут указаны персональные сведения, а внизу поставлена подпись «отзыв одного из заказчиков». В этом случае не нужно заручаться согласием на обработку ПД.В КАКИХ СЛУЧАЯХ САМОЗАНЯТЫЙ МОЖЕТ НЕ УВЕДОМЛЯТЬ РОСКОМНАДЗОР?
По общему правилу, самозанятые лица наряду с другими операторами ПД, обязаны подавать уведомление в Роскомнадзор об обработке ПД.
Однако в ряде случаев самозанятые освобождены от этой обязанности (пп.8 п.2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ). Например, если самозанятый осуществляет деятельность по обработке ПД исключительно без использования средств автоматизации.
Для того чтобы понять, когда самозанятый может игнорировать подачу уведомления, нужно разобраться с вопросом: использует он или нет в своей работе средства автоматизации.
Автоматизированная обработка — это обработка ПД с помощью средств вычислительной техники (п.4 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ).
Ярким примером такой обработки является использование CRM-системы, которая позволяет структурировать данные о клиентах и помогает контролировать продажи.
К автоматической обработке также относится осуществление оплаты через интернет, сбор данных клиентов через гугл или яндекс формы, ведение учета клиентской базы в различных программах, сайты с личный кабинетом, социальные сети, где осуществляется запись клиентов на ту или иную услугу.
Самозанятые лица в своей работе могут использовать различные сервисы доставки заказов. В этом случае курьерам также передаются персональные сведения заказчиков.
Обработка без применения средств автоматизации — это действия с ПД, которые осуществляются при непосредственном участии человека.
Несмотря на то, что в век цифровых технологий, когда многие процессы оцифрованы, на практике такие случаи довольно часто встречаются.
Например, ведение бумажной картотеки клиентов — физических лиц или иных систематизированных собраниях ПД (постановление АС Центрального округа от 07.07.2020 г. №А83-12510/2018).
Запись клиентов — физических лиц осуществляется без использования онлайн-регистрации, и клиенты оставляют свои ПД только в бумажном информационном согласии.
Таким образом, если все ПД хранятся на бумаге и никак не переносятся для обработки вычислительной техникой, то Роскомнадзор можно не уведомлять.